Цена блока 2000 руб в месяц!
Главная Сделать стартовой Добавить в избранное Карта сайта Написать письмо Справочная информация
юридический портал екатеринбурга
Портал юридических услуг
Екатеринбург
 

[Каталог]
каталог фирм
добавить фирму
изменить данные

 
[Объявления]
каталог объявлений
подать объявление
платные объявления
 
[Работа]
все предложения
добавить резюме
добавить вакансию
 
[Реклама]
наша ссылка
сделать заказ
обмен ссылками
 
     
поиск фирмы
поиск объявления
поиск работы
реклама
 



Авторизация
Здравствуйте, гость.

Информация
Информация

Обзоры

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 04.02.2009

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Утверждена новая форма декларации по НДФЛ
2. Разъяснен порядок предоставления отсрочки по уплате НДС для потенциальных банкротов
3. Декларация в электронном виде считается поданной на момент ее отправки по данным оператора связи
4. Излишне уплаченный НДФЛ налоговый агент возвращает физлицу, а инспекция – агенту
5. Внесены изменения в порядок заполнения справки 2-НДФЛ

Комментарии

1. Вправе ли неработающий родитель отказаться от получения стандартного вычета на ребенка в пользу супруга (супруги)?
2. В налоговом учете следует нормировать затраты на приобретение топлива для служебного транспорта - позиция Минфина России

Судебное решение недели

Пенсионный фонд не может начислить организации пенсионные взносы на основании решения налогового органа

Новости

1. Утверждена новая форма декларации по НДФЛ

Приказ Минфина России от 31.12.2008 N 153н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядка ее заполнения"
Минфин утвердил новую форму декларации 3-НДФЛ, по которой должны отчитываться физические лица. Преимущественно внесение изменений в форму декларации обусловлено вступлением в силу поправок в гл. 23 НК РФ. Имеется ряд технических отличий как в самом бланке, так и в порядке заполнения декларации. Например, в декларацию нельзя вносить никакие исправления (напомним, что ранее запрещалось только использование корректирующих средств, но налогоплательщик имел право зачеркивать ошибочно указанные показатели и вписывать измененные).
Поправки внесены почти во все разделы декларации. Так, в разд. 3, касающемся доходов, облагаемых по ставке 35 процентов, появилась новая строка: в ней нужно указать сумму удержанного налога с доходов, которые освобождаются от НДФЛ в силу пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ. Для расчета таких доходов (материальной выгоды от экономии на процентах) введен также новый лист - Г2. Появился новый раздел для расчета суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 15 процентов (с 2008 г. данная ставка применяется к доходам нерезидентов от участия в российских компаниях). Несколько изменен порядок, по которому вносятся сведения о доходах от предпринимательской деятельности (лист В): в числе расходов на оплату труда нужно отдельно отражать выплаты по трудовым договорам. Кроме того, главы крестьянских и фермерских хозяйств справочно указывают год регистрации хозяйства и сумму, освобожденную от налогообложения в соответствии с п. 14 ст. 217 НК РФ. Более подробные расчеты теперь нужно будет представлять по доходам от долевого участия в других компаниях (для таких доходов в декларацию включен отдельный лист) и от операций с ценными бумагами (структура соответствующих листов была изменена таким образом, что облагаемый доход и итоговые результаты по каждому виду сделок рассчитываются отдельно). В самостоятельные разделы выделены расчеты сумм социальных вычетов по добровольному, а также негосударственному пенсионному страхованию.

2. Разъяснен порядок предоставления отсрочки по уплате НДС для потенциальных банкротов

Письмо Минфина России от 12.01.2009 N 03-02-07/1-8
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ налогоплательщику при наличии угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога предоставляется отсрочка по его уплате. Минфин разъяснил, что данное право не распространяется на НДС и акцизы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Для получения же отсрочки по остальным федеральным налогам необходимо обратиться в ФНС России с соответствующим заявлением. Порядок обращения установлен Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@. Согласно данному Приказу для получения отсрочки в ФНС представляются следующие документы: пояснительная записка налогоплательщика о причинах необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм, сведения о банковских счетах и наличии средств на них, а также документы, подтверждающие возможность наступления банкротства, утвержденные уполномоченным органом. При рассмотрении дела о банкротстве в арбитражном суде также необходимо подать копию определения суда об утверждении мирового соглашения и копию самого соглашения либо копии определения о введении процедуры финансового оздоровления и графика погашения.

3. Декларация в электронном виде считается поданной на момент ее отправки по данным оператора связи

Письмо Минфина России от 11.01.2009 N 03-02-08-1
В соответствии с п. п. 3 и 4 разд. II Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом Минфина России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169) при подаче налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик соблюдает следующую последовательность действий. После подготовки информации, содержащей данные декларации, налогоплательщик заверяет ее ЭЦП своего уполномоченного лица и в зашифрованном виде отправляет в налоговый орган. В течение суток инспекция высылает квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки налоговым органом подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве. Минфин разъяснил, что при этом датой представления налоговой декларации в электронном виде является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении специализированного оператора связи.

4. Излишне уплаченный НДФЛ налоговый агент возвращает физлицу, а инспекция – агенту

Письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-04-05-01/5
Суммы НДФЛ, излишне удержанные из дохода физлица, налоговый агент обязан возвратить по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления (п. 1 ст. 231 НК РФ). Однако указанной статьей особый порядок зачета или возврата агентом излишне удержанного НДФЛ не определен. Как отметил Минфин, в такой ситуации применяется общий порядок зачета или возврата сумм излишне удержанного налога, установленный ст. 78 НК РФ. В силу данной статьи налоговый агент возвращает налогоплательщику излишне удержанную сумму налога на основании заявления физлица. В свою очередь налоговому агенту излишне уплаченные суммы должна вернуть инспекция по заявлению агента о возврате (зачете).

5. Внесены изменения в порядок заполнения справки 2-НДФЛ

Приказ ФНС России от 30.12.2008 N ММ-3-3/694@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@"
Приказом ФНС России внесены поправки в приложения к форме справки 2-НДФЛ. Изменения затронули три таблицы с кодами, которые используются при заполнении справки.
Первая из этих таблиц содержит справочник по кодам документов. В соответствии с принятыми поправками ссылаться на паспорт гражданина СССР можно будет до конца текущего года (а не до конца 2008 г., как было указано в старой форме). Кроме военного билета, физлицо может представлять налоговому агенту временное удостоверение, выданное вместо билета, или удостоверение личности военного. Также в перечень документов включено свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.
Значительно расширен перечень кодов доходов в соответствующем справочнике. К ним добавились такие виды, как выплаты по договорам страхования в виде оплаты стоимости санаторно-курортных путевок, выплаты по договорам добровольного страхования жизни и имущественного страхования, выкупные суммы по договорам пенсионного страхования, доходы от отчуждения авторских и смежных прав, а также вознаграждение наследникам авторов и изобретателей, доходы, полученные в порядке дарения. Суммы, получаемые от операций с ценными бумагами, теперь нужно отражать в разных группах, в зависимости от того, обращаются они на организованном рынке ценных бумаг или нет (то же изменение было введено в списке вычетов относительно расходов по ценным бумагам). Появились также отдельные коды для отражения доходов от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, продажи и погашения паев ПИФа. Начиная с доходов 2008 г., в справке необходимо указывать суммы единовременной материальной помощи от работодателя при рождении или усыновлении ребенка.
Дополнен справочник "Коды вычетов". Отдельно отражаются социальные вычеты на ребенка единственному родителю или при отказе второго родителя от права на вычет. Кроме того, к вычетам отнесены суммы частичной оплаты налогоплательщиком приобретенных им работ и услуг и расходы по срочным сделкам, а также по приобретению, хранению и реализации инвестиционных паев. Начиная с доходов прошлого года, в справке отражается вычет из единовременной материальной помощи при рождении ребенка. Добавлены коды для вычетов, предусмотренных ст. 213 НК РФ.

Комментарии

1. Вправе ли неработающий родитель отказаться от получения стандартного вычета на ребенка в пользу супруга (супруги)?

Название документа:
Письмо Минфина России от 11.01.2009 N 03-04-08-01/1

Комментарий:
С 1 января 2009 г. вступили в силу изменения в гл. 23 НК РФ. В основном нововведения касаются стандартного налогового вычета на детей (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Теперь предоставлена возможность получения одним из родителей (приемных родителей) вычета в двойном размере, если второй отказывается от такого вычета. При этом один из родителей (приемных родителей) должен написать соответствующее заявление. Финансовое ведомство пояснило, что отказаться от получения стандартного вычета на ребенка налогоплательщик может только при наличии права на него. Следовательно, если родитель не работает и не получает иные доходы (облагаемые по ставке 13 процентов), то он не имеет права на получение указанного вычета и, соответственно, не может передать свой вычет другому родителю.
Такой вывод Минфина вызывает определенные сомнения. И вот почему.
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ при расчете налоговой базы доходы, облагаемые по ставке 13 процентов, уменьшаются на сумму налоговых вычетов. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ ежемесячный стандартный вычет в размере 1000 руб. распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя. Таким образом, воспользоваться вычетом может только родитель, который получает доход, облагаемый по ставке 13 процентов. Налогоплательщиками НДФЛ признаются, в частности, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (п. 1 ст. 207 НК РФ). В пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ установлено право налогоплательщика, имеющего детей, отказаться от получения стандартного вычета на ребенка в пользу второго родителя, и тогда последнему будет предоставлен вычет в двойном размере. Из приведенных положений следует, что передать свое право на вычет супругу (супруге) может любой родитель, на обеспечении которого находится ребенок, независимо от того, получает налогоплательщик доход или нет. Предоставляться вычет в двойном размере будет родителю, в пользу которого "перераспределен" стандартный вычет на ребенка. Именно он должен иметь облагаемые по ставке 13 процентов доходы, потому что его налоговая база будет уменьшаться на удвоенный вычет. При этом в абз. 4 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ содержится ограничение: вычет на ребенка действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный вычет, превысил 280 000 руб.
Таким образом, несмотря на то что один из родителей не работает и не имеет иных доходов (облагаемых по ставке 13 процентов), он вправе отказаться от получения стандартного вычета на ребенка в пользу супруга (супруги). Второй родитель будет каждый месяц получать удвоенный вычет до достижения его дохода с начала налогового периода 280 000 руб. Однако в данном случае претензий со стороны налоговых органов не избежать. Но, учитывая неопределенность в рассматриваемом вопросе, налогоплательщик может сослаться на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в его пользу.

2. В налоговом учете следует нормировать затраты на приобретение топлива для служебного транспорта - позиция Минфина России

Название документа:
Письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15

Комментарий:
Финансовое ведомство в очередной раз обратилось к вопросу о нормировании расходов на топливно-смазочные материалы для служебного автомобиля в целях налога на прибыль. Напомним, что до 01.01.2008 действовали Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России 29.04.2003, и, как разъяснял Минфин России, именно их следовало применять при учете затрат на топливо (Письмо от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640). В период с 01.01.2008 по 14.03.2008 нормы не были установлены. С введением Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (утв. Распоряжением Минтранса России 14.03.2008 N АМ-23-р) позиция Минфина не изменилась: при определении затрат на приобретение топлива необходимо учитывать новые нормы. При этом если в отношении каких-либо автомобилей соответствующие нормы не утверждены, то организация при нормировании затрат должна руководствоваться технической документацией или информацией изготовителя.
Точка зрения финансового ведомства является спорной.
В Распоряжении Минтранса N АМ-23-р есть указание на то, что Нормы расхода топлива вводятся в целях реализации Приказа Минтранса России от 24.06.2003 N 153 "Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте" (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г. N 4916). Согласно п. 40 Инструкции затраты на топливо для автотранспортных средств включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом, что отражается в учетной политике организации. При этом в п. 2 Инструкции отмечается, что при исчислении базы по налогу на прибыль ее положения применяются с учетом требования гл. 25 НК РФ. Глава 25 НК РФ предусматривает право организаций учесть затраты на содержание служебного автомобильного транспорта в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом требования о нормировании указанных затрат пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержит.
Следует также отметить, что Распоряжение Минтранса не зарегистрировано в Минюсте России и официально не опубликовано. Соответственно, этот документ не обязателен для исполнения, а носит рекомендательный характер. Принимая решение в пользу налогоплательщика, ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 обратил внимание на это обстоятельство, а ВАС России не нашел оснований для пересмотра данного решения (Определение ВАС России от 14.08.2008 N 9586/08). Более того, Минтранс России не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК РФ).
Таким образом, организация вправе учитывать расходы на топливно-смазочные материалы для служебных автомобилей в полном объеме. При этом необходимо, чтобы такие затраты отвечали требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, и были подтверждены кассовыми чеками на покупку топлива и путевыми листами. Для соблюдения требований ст. 252 НК РФ организации могут самостоятельно разработать нормы расхода ГСМ по каждому автомобилю (учитывая его техническое состояние и условия использования), которые утверждаются приказом руководителя. Но, учитывая позицию финансового ведомства, претензии со стороны налоговых органов все-таки могут иметь место.

Судебное решение недели

Пенсионный фонд не может начислить организации пенсионные взносы на основании решения налогового органа

(Постановление ФАС Уральского округа от 26.11.2008 N Ф09-8795/08-С2)

Налоговый орган по результатам проверки доначислил организации пенсионные взносы, пени и штраф. Пенсионный фонд РФ, не проводя никаких дополнительных мероприятий по проверке правильности уплаты взносов, вынес решение о взыскании с налогоплательщика суммы задолженности, начисленной инспекцией. При этом он указал, что контроль правильности исчисления и уплаты страховых взносов возложен на налоговый орган, поэтому его решение о доначислении страховых взносов, пени и штрафа является достаточным доказательством наличия задолженности и не требует установления данного факта фондом.
Однако суд пришел к выводу о том, что налоговые органы не обладают полномочиями на принятие решения о доначислении пенсионных взносов, таким правом наделены лишь территориальные органы ПФР. А поскольку фонд не представил доказательств доначисления взносов и привлечения организации к ответственности, суд отказал во взыскании указанных сумм.
Аналогичных решений нет, однако в судебной практике неоднократно рассматривался вопрос, вправе ли налоговый орган привлекать организацию к ответственности за несвоевременную или неполную уплату пенсионных взносов. Суды придерживаются следующей точки зрения: недоимку, пени и штрафы по пенсионным взносам вправе взыскивать органы Пенсионного фонда РФ, налоговые органы такими полномочиями не обладают. Причем данная позиция подтверждена как судами разных округов, так и Президиумом ВАС России (Информационное письмо Президиума ВАС России от 20.02.2006 N 105, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.06.2008 N А78-1717/07-С3-9/68-Ф02-2448/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2008 N Ф04-5843/2008(12318-А81-25), ФАС Уральского округа от 21.10.2008 N Ф09-7748/08-С2, ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2008 N А56-2606/2008, ФАС Дальневосточного округа от 14.05.2008 N Ф03-А24/08-2/856, ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу N А12-8630/07-С65). Более подробно данная тема рассмотрена в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.


назад в раздел


Эксперт недели

Лучший юрист
Макарова Надежда Петровна
Оценка эксперта:21

эксперты юридических фирм
Эксперт недели

Лучший аудитор
Зылева Светлана Александровна
Оценка эксперта:70

эксперты аудиторских фирм
Правовые обзоры

СПС "КонсультантПлюс"

Правовые новости для
юриста:
Выпуск от 24.05.17
Выпуск от 23.05.17
Новые документы для бухгалтера:
Выпуск от 22.05.17
Выпуск от 21.05.17
  все обзоры>>>
Информация
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
яндекс Rambler's Top100
Портал юридических услуг создан при поддержке интернет-студии IT Cloud Екатеринбург, 2016 год. Политика конфиденциальности.

Юридические услуги в Екатеринбурге
Поделиться: