Цена блока 2000 руб в месяц!
Главная Сделать стартовой Добавить в избранное Карта сайта Написать письмо Справочная информация
юридический портал екатеринбурга
Портал юридических услуг
Екатеринбург
 

[Каталог]
каталог фирм
добавить фирму
изменить данные

 
[Объявления]
каталог объявлений
подать объявление
платные объявления
 
[Работа]
все предложения
добавить резюме
добавить вакансию
 
[Реклама]
наша ссылка
сделать заказ
обмен ссылками
 
     
поиск фирмы
поиск объявления
поиск работы
реклама
 



Авторизация
Здравствуйте, гость.

Информация
Информация

Обзоры

Документы для бухгалтера и новая редакция за 2010 год

В этом обзоре представлены новые документы за 2010 год (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Установлены новые правила ведения учетной политики организаций
2. С 2009 г. будет действовать новый порядок учета расходов по займам и кредитам
3. Даны разъяснения по уплате НДС равными долями в течение квартала
4. Рассмотрен вопрос о мерах ответственности бухгалтера за ошибки в бухгалтерской отчетности, допущенные его предшественником

Комментарии

1. Может ли налогоплательщик, применяющий УСН, учесть в расходах НДС по приобретенным товарам на основании неправильно заполненного счета-фактуры?
2. Арендатор должен платить налог на имущество по неотделимым улучшениям арендованного имущества - позиция Минфина России
3. Можно ли включить в расходы оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси?

Судебное решение недели

НДС, не указанный в цене договора, можно взыскать с контрагента

Новости

1. Установлены новые правила ведения учетной политики организаций

Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" Приказом Минфина установлено новое ПБУ 1/2008, регулирующее правила формирования и раскрытия учетной политики организаций (кроме бюджетных и кредитных). Вести учетную политику в соответствии с этим ПБУ необходимо с 2009 г. Действующий на данный момент Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н и установленное им ПБУ 1/98 утрачивают силу с 1 января следующего года.
Существенных изменений правила ведения учетной политики не претерпели. Например, введены следующие новшества: при формировании учетной политики утверждаются, кроме прочих документов, перечисленных в действующем на данный момент ПБУ, регистры бухгалтерского учета. Если по конкретному вопросу в нормативно-правовых актах не установлены способы ведения бухучета, то организация может разработать свой порядок не только исходя из иных ПБУ, но и из стандартов МСФО. Что касается изменения учетной политики, главное новшество состоит в том, что менять ее можно будет не только с начала отчетного года: в п. 12 Положения говорится, что изменение производится с начала года, "если иное не обусловливается причиной такого изменения". Кроме того, подробно разъяснен порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики. Небольшое нововведение и в разделе раскрытия информации при изменении учетной политики (причина изменения, его содержание, отражение в отчетности, суммы корректировок).
Рассматриваемым Приказом Минфина также введено ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений". Согласно Приказу таким изменением признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей ее погашение, из-за появления новой информации. Эта корректировка производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности. Признается изменение оценочного значения путем перспективного включения в доходы или расходы организации. В Положении объясняется, как правильно отразить такое изменение.

2. С 2009 г. будет действовать новый порядок учета расходов по займам и кредитам

Приказ Минфина России 06.10.2008 N 107н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)"
Новое ПБУ (15/2008) вступает в силу с 1 января следующего года. В соответствии с установленным им порядком в бухгалтерской отчетности нужно будет отражать информацию о расходах по займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим). Положение распространяется на все организации, кроме кредитных и бюджетных.
Под такими расходами понимаются проценты, которые компания выплачивает кредитору, и дополнительные затраты (суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, за экспертизу договора, а также иные расходы, непосредственно связанные с получением займов). Причем учитываются такие затраты отдельно от непосредственной суммы займа и включаются в прочие расходы. На сайте dadim-credit.ru детально описан порядок отражения расходов и приведен пример расчета доли процентов, причитающихся к уплате кредитору. Кроме того, изложена та информация, которую организация обязана раскрывать в бухгалтерской отчетности.

3. Даны разъяснения по уплате НДС равными долями в течение квартала

Письмо ФНС России от 29.10.2008 N ШС-6-3/782@ "О порядке уплаты налога на добавленную стоимость в связи с внесением изменений в статью 174 НК РФ"
Налоговая служба, рассмотрев вопрос о том, какие лица имеют право на уплату НДС равными долями в течение квартала, следующего за налоговым периодом, сделала следующие выводы. Данное правило не распространяется на налоговых агентов, которые перечисляют в бюджет налог, удержанный с иностранных контрагентов, так как уплата налога производится агентами одновременно с выплатой (перечислением) средств иностранной компании (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ). Однако организации, которые выступают налоговыми агентами в иных ситуациях, предусмотренных ст. 161 НК РФ, вправе уплачивать НДС в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Лица, перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ (т.е. неплательщики НДС, лица, освобожденные от уплаты данного налога, и плательщики при ведении не облагаемых НДС операций), также не имеют права на уплату налога равными долями: в силу абз. 1 п. 4 ст. 174 НК РФ перечисленные категории лиц обязаны уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Указанный порядок не распространяется на уплату налога по уточненным декларациям, представленным налогоплательщиками после вступления в действие Федерального закона от 13.10.2008 N 172-ФЗ за налоговые периоды, предшествующие III кварталу 2008 г.
Кроме того, ФНС напомнила, что при ввозе товаров на территорию России из Беларуси НДС уплачивается в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 г., т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

4. Рассмотрен вопрос о мерах ответственности бухгалтера за ошибки в бухгалтерской отчетности, допущенные его предшественником

Письмо Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-08/20

Финансовое ведомство рассмотрело вопрос привлечения бухгалтера предприятия к ответственности и отметило следующее. В случае уклонения от ведения бухучета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами уполномоченных органов, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации бухгалтер может быть привлечен к административной или уголовной ответственности (ст. 18 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Административная ответственность наступает за грубое нарушение правил ведения учета и представления отчетности и налагается в виде штрафа от двух до трех тысяч рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Однако в силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Уголовной же ответственности, предусмотренной ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций в крупном или особо крупном размере, подлежат только те лица, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что привлечь к уголовной ответственности бухгалтера, не занимавшего данную должность в тот период, когда в отчетности были допущены нарушения, нельзя.
Кроме того, Минфин ссылается на ст. 111 НК РФ, в которой содержится открытый перечень обстоятельств, исключающих вину в налоговом правонарушении.

Комментарии

1. Может ли налогоплательщик, применяющий УСН, учесть в расходах НДС по приобретенным товарам на основании неправильно заполненного счета-фактуры?

Название документа:
Письмо Минфина России от 24.09.2008 N 03-11-04/2/147

Комментарий:
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, которые применяют УСН (с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов), включают в состав расходов суммы НДС по приобретенным оплаченным товарам (работам, услугам) в соответствии с указанной статьей и ст. 346.17 НК РФ. В этих нормах установлено, что для того, чтобы списать данные затраты, необходимо удостоверить их оплату. Расходы признаются, если они обоснованы, документально подтверждены и произведены с целью получения дохода (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ). Основываясь на указанных нормах, а также положениях гл. 21 НК РФ, финансовое ведомство пришло к следующему выводу: признание расходов в виде сумм "входящего" НДС в данном случае производится на основании документов, подтверждающих фактическую оплату налога, и правильно оформленных счетов-фактур.
Однако вопрос о соблюдении правил заполнения счетов-фактур для признания в расходах НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) налогоплательщиками, применяющими УСН, является спорным.
Дело в том, что счет-фактура - это документ, служащий основанием для принятия "входящего" НДС к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ). В случае нарушения продавцом порядка его оформления налогоплательщик теряет право на вычет и возмещение НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ). Правила заполнения счетов-фактур для целей НДС не распространяются на расчет налога на прибыль. В п. 2 ст. 346.16 НК РФ дана ссылка на главу о налоге на прибыль организаций, а именно на п. 1 ст. 252 НК РФ, в котором говорится, что для принятия затрат необходимы документы, подтверждающие произведенные расходы. Это могут быть первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", договоры и др. Например, в договорах оговаривается цена сделки с выделением НДС. Сумма НДС по приобретенным товарам может подтверждаться товарной накладной ТОРГ-12 (унифицированная форма, утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), в которой выделены графы для указания ставки и суммы налога. Счета-фактуры же не являются первичными документами, и в гл. 25 НК РФ не установлены правила их оформления. Поэтому недочеты в заполнении не влияют на признание расходов. Этот вывод подтверждает и судебная практика (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2004 N А26-9155/03-27, ФАС Уральского округа от 13.01.2005 N Ф09-5721/04-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2006 N А33-28961/05-Ф02-3184/06-С1).
Таким образом, при наличии первичных и других документов, подтверждающих расходы, а также документов, которые свидетельствуют о фактической оплате товара, налогоплательщик, применяющий УСН, может уменьшить полученные доходы на расходы в сумме НДС, даже если счета-фактуры заполнены с нарушениями или вообще отсутствуют. Однако в этом случае возможны споры с налоговыми органами.

2. Арендатор должен платить налог на имущество по неотделимым улучшениям арендованного имущества - позиция Минфина России

Название документа:
Письмо Минфина России от 24.10.2008 N 03-05-04-01/37

Комментарий:
В течение срока действия договора арендатор может осуществить капитальные вложения в виде неотделимых улучшений в арендованное имущество. Финансовое ведомство рассмотрело вопрос об обложении налогом на имущество таких капвложений, обратившись при этом к правилам бухгалтерского учета. Согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты, которые списываются в момент выбытия. А в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ налогом на имущество облагается имущество, учитываемое организацией на балансе в качестве объектов основных средств. Поэтому Минфин считает, что капвложения в виде неотделимых улучшений налогом облагает арендатор. Причем, если арендодатель не возмещает расходы арендатора, последний уплачивает налог на имущество до окончания договора аренды. Если улучшения, произведенные арендатором, арендодатель возмещает, то налог уплачивается арендатором до момента возмещения. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2008 N А29-2381/2007 указано, что капитальные вложения в арендованное имущество арендатор учитывает в составе основных средств и облагает налогом на имущество.
В то же время по данному вопросу есть иная точка зрения: неотделимые улучшения не облагаются налогом на имущество у арендатора. Обосновать это можно следующим образом. Как в п. 5 ПБУ 6/01, так и в п. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) речь идет об учете капвложений в арендованные объекты. Но согласно п. 3 Методических указаний эти вложения включаются в состав основных средств, если в соответствии с заключенным договором они являются собственностью арендатора. В силу п. 1 ст. 623 Гражданского кодекса РФ собственностью арендатора могут быть только отделимые улучшения, которые по правилам ведения бухучета учитываются в составе основных средств и, следовательно, облагаются налогом на имущество (ст. 374 НК РФ). Неотделимые улучшения изначально являются собственностью арендодателя и не могут учитываться у арендатора на счете 01 "Основные средства" (п. 35 Методических указаний), поэтому и оснований для их обложения налогом на имущество у арендатора тоже нет.
Следует отметить, что, выбрав предложенный вариант, арендатору не удастся избежать претензий со стороны налоговых органов. Поэтому при оформлении договора аренды необходимо уделить пристальное внимание вопросам производства неотделимых улучшений арендатором и возмещения их арендодателем. В договоре целесообразно предусмотреть, что сразу же после завершения работ капвложения передаются на баланс арендодателя (если возмещение не предусмотрено) либо арендодатель возмещает стоимость произведенных арендатором расходов.

3. Можно ли включить в расходы оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси?

Название документа:
Письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 N 20-12/060976

Комментарий:
В Письме сделан следующий вывод: оплата проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси не включается в состав расходов. Аналогичное мнение московские налоговые органы уже высказывали в 2006 г. (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5434). Изложенная позиция объясняется тем, что затраты на доставку работников относятся к расходам только в том случае, если она производится транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, а также вызвана технологическими особенностями производства (например, многосменным режимом работы) и предусмотрена в трудовом или коллективном договоре. По мнению налоговиков, это следует из п. 26 ст. 270 НК РФ. Поскольку такси не относится к транспорту общего пользования, то такие расходы не учитываются, даже если в трудовом (коллективном) договоре есть обязательство работодателя об оплате проезда сотрудников данным видом транспорта.
В данной ситуации возможна иная точка зрения.
Действительно, в п. 26 ст. 270 НК РФ говорится, что оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом расходами не признается. Данное положение содержит исключения, когда это правило не действует. Их два: технологические особенности производства и наличие обязательства о доставке в трудовом или коллективном договоре. О том, что признать данные расходы можно, если выполняется хотя бы одно из приведенных выше условий, мы уже рассказывали в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 09.06.2006. С материалами по этому вопросу также можно ознакомиться в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Итак, в силу технологических особенностей работы организация, которая доставляет своих сотрудников после ночной смены домой, учитывает такие затраты в расходах. Использовать для проезда только специальный транспорт, указанный в п. 26 ст. 270 НК РФ, как настаивают московские налоговые органы, в ночное время не представляется возможным. Другого способа передвижения, кроме как на такси, в данное время суток нет. Поэтому компании, заключившие с транспортной организацией договор о доставке работников после ночной смены, могут признать данные затраты в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Скорее всего, такую позицию налогоплательщику придется отстаивать в суде. Поэтому для подтверждения расходов на доставку целесообразно иметь не только документы, свидетельствующие о ночном характере работы (например, график работы), и договор с транспортной организацией, но и трудовой (коллективный) договор, в котором содержится условие о многосменном режиме работы и обязательство работодателя осуществлять доставку сотрудников до дома в ночное время на такси. Судебной практики по данному вопросу пока нет.

Судебное решение недели

НДС, не указанный в цене договора, можно взыскать с контрагента

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.10.2008 N Ф08-5595/2008)

Организация заключила договор строительного подряда с отделом организации капитального строительства МВД. Стоимость строительных работ была указана в договоре, а впоследствии и оплачена заказчиком без НДС. Так как отдел отказался уплачивать какие-либо суммы сверх цены договора и установленного дополнительным соглашением лимита, организация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании налога, подлежащего уплате по выполненным работам.
Суд указал, что в соответствии с п. 1 и 2 ст. 168 НК РФ при реализации работ налогоплательщик дополнительно к их цене обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога. В справках формы КС-3 и платежных поручениях соответствующие суммы НДС не указаны, кроме того, заказчик не отрицал, что не уплачивал налог поставщику в стоимости работ. Поэтому суд признал, что требование о взыскании налога правомерно независимо от того, указано ли в договоре условие об увеличении цены на сумму НДС.
Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2007 N А05-11366/2006-28, от 23.04.2007 N А05-10962/2006-28, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2004 N А33-2354/04-С1-Ф02-3741/04-С2.


назад в раздел


Эксперт недели

Лучший юрист
Макарова Надежда Петровна
Оценка эксперта:21

эксперты юридических фирм
Эксперт недели

Лучший аудитор
Зылева Светлана Александровна
Оценка эксперта:70

эксперты аудиторских фирм
Правовые обзоры

СПС "КонсультантПлюс"

Правовые новости для
юриста:
Выпуск от 24.05.17
Выпуск от 23.05.17
Новые документы для бухгалтера:
Выпуск от 22.05.17
Выпуск от 21.05.17
  все обзоры>>>
Информация
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
яндекс Rambler's Top100
Портал юридических услуг создан при поддержке интернет-студии IT Cloud Екатеринбург, 2016 год. Политика конфиденциальности.

Юридические услуги в Екатеринбурге
Поделиться: