Цена блока 2000 руб в месяц!
Главная Сделать стартовой Добавить в избранное Карта сайта Написать письмо Справочная информация
юридический портал екатеринбурга
Портал юридических услуг
Екатеринбург
 

[Каталог]
каталог фирм
добавить фирму
изменить данные

 
[Объявления]
каталог объявлений
подать объявление
платные объявления
 
[Работа]
все предложения
добавить резюме
добавить вакансию
 
[Реклама]
наша ссылка
сделать заказ
обмен ссылками
 
     
поиск фирмы
поиск объявления
поиск работы
реклама
 



Авторизация
Здравствуйте, гость.

Информация
Информация

Обзоры

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. ВЫПУСК ОТ 06.02.2008

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Новый обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Новости

1. Утверждена новая форма декларации по ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Приказ Минфина России от 17.12.2007 N 132н "Об утверждении формы декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и Порядка ее заполнения"

Согласно Приказу Минфина России от 17.12.2007 N 132н индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и главы крестьянских хозяйств должны подавать декларации по ЕСН за 2007 г. по новой форме. То есть в соответствии с п. 7 ст. 244 НК РФ налогоплательщикам придется воспользоваться новой формой не позднее 30 апреля 2008 г.
Основные изменения связаны со структурой декларации: новая форма состоит из титульного листа, первого и второго разделов. Данные, которые налогоплательщик должен отображать на титульном листе, изменений почти не претерпели, но новшества есть и здесь: например, теперь среди прочих данных указывается код ОКВЭД. В первом разделе "Сумма налога, подлежащая доплате (уменьшению) в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, по данным налогоплательщика" отражаются итоговые суммы выплат с указанием соответствующих КБК. Подробный расчет налога производится во втором разделе. В новой форме изменилось содержание некоторых строк: например, в строке 600 теперь следует указывать не начисление налога за период, а сумму налога, не подлежащую уплате в бюджет по причине применения льгот. Кроме того, добавились некоторые строки, и была упразднена строка 700а.
В порядке заполнения декларации указано, что декларацию можно подать в налоговый орган лично, через представителя или по почте (в старой форме была также предусмотрена возможность подачи в электронном виде). По всей видимости, это связано с тем, что согласно п. 3 ст. 80 НК РФ декларация представляется по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. То есть принятым Приказом Минфин России окончательно разграничил форму для бумажного носителя и формат электронной декларации. Видимо, в ближайшее время можно ждать утверждения этого формата.

2. Бухгалтерскую отчетность необязательно представлять в электронном виде

Письмо Минфина России от 15.01.2008 N 03-02-07/1-11

Бухгалтер по налогообложению http://finexpert.biz.ua разъяснил, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика представлять бухгалтерскую отчетность исключительно в электронном виде. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предоставляет организации самой выбирать способ ведения и представления отчетности. Выбор налогоплательщиком электронной формы зависит лишь от его желания и технических возможностей.

Комментарии

1. Изменения в Положения по бухгалтерскому учету: нематериальные активы, события после отчетной даты, условные факты хозяйственной деятельности

Название документа:
Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)"
Приказ Минфина России от 20.12.2007 N 143н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98"
Приказ Минфина России от 20.12.2007 N 144н "О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01"

Комментарий:
Сразу три Приказа Минфина России, появившиеся за прошедшую неделю, вносят изменения в действующие правила бухгалтерского учета. В частности, бухучет нематериальных активов теперь регулируется новым ПБУ 14/2007, на котором следует остановиться подробнее.

1.1. Новые правила учета нематериальных активов

Итак, новое Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007 (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) организации начнут применять, начиная с бухгалтерской отчетности 2008 г. (п. 2 Приказа). Новое ПБУ распространяется на все юридические лица, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений (п. 1 Положения), то есть в том числе и на некоммерческие организации. Ранее применявшееся ПБУ 14/2000 на некоммерческие организации не распространялось, а новое ПБУ 14/2007 действует для некоммерческих организаций в отношении объектов, принятых к учету начиная с 2008 г. (п. 4 Приказа). Однако по нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация начисляться не будет (п. 24 Положения).
В связи с тем, что новое ПБУ 14/2007 распространяется на некоммерческие организации, изменились и сами признаки нематериального актива, те условия, при которых НМА принимаются к учету. В пп. "а" п. 3 Положения говорится, что НМА признаются также те объекты, которые используются в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе и в предпринимательской деятельности).
Иные новые условия, при которых объект признается НМА, следующие:
- уточнено, что нематериальным активом признается тот объект, который не планируется к перепродаже в течение ближайших 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (ранее указания на такой срок не было) (пп. "д" п. 3 Положения);
- фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена. Не будут учитываться далее как нематериальные активы организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица) (абз. 3 п. 4 Положения). По состоянию на 1 января 2008 г. организации должны списать данные расходы (за минусом начисленной амортизации) на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 4 Приказа). В то же время прямо установлено, что к нематериальным активам относятся ноу-хау (абз. 1 п. 4 Положения). Ранее вопрос о том, могут ли учитываться ноу-хау как НМА, был дискуссионным.
Основные же изменения, связанные с учетом нематериальных активов, заключаются в новых правилах определения срока полезного использования НМА, их переоценки, выбора способа амортизации.
Ранее по нематериальным активам, по которым невозможно было определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливались в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности организации. Теперь же в п. 24 Положения установлено, что по нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется. Но при этом по данным объектам организация должна ежегодно проверять наличие факторов, которые не позволяют надежно определить срок полезного использования актива. Если эти факторы отпадают - организация определяет срок полезного использования НМА и выбирает способ его амортизации (абз. 2 п. 27 Положения). По НМА с определенным сроком полезного использования организация обязана ежегодно проверять, нужно ли данный срок уточнять. Уточнение срока необходимо в том случае, если период планируемого использования актива существенно изменится (абз. 1 п. 27 Положения).
Стоимость нематериальных активов, по которой они были приняты к учету, ранее не могла изменяться. В абз. 2 п. 16 ПБУ 14/2007 говорится, что изменение первоначальной стоимости НМА возможно в двух случаях: при переоценке НМА и их обесценении. Переоценку НМА организация может проводить не чаще одного раза в год в отношении групп однородных активов по текущей рыночной стоимости. Рыночная стоимость при переоценке определяется исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов (п. 17 Положения). При этом если организация приняла решение о переоценке, то в последующем такие активы должны переоцениваться регулярно, чтобы их стоимость, отражаемая в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от рыночной.
При использовании организацией такого способа начисления амортизации, как способ уменьшаемого остатка, в расчете будет участвовать специальный коэффициент, значение которого организация определяет самостоятельно, но он не может быть выше 3 (пп. "б" п. 29 Положения). Установлены и ограничения по выбору способа амортизации. Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НМА не является надежным, должен применяться линейный способ (п. 28 Положения).
Наконец, отметим, что если ранее отрицательная деловая репутация должна была равномерно включаться в прочие доходы организации в течение 20-летнего срока, то с 2008 г. она включается в прочие доходы в полной сумме единовременно (п. 45 Положения).

1.2. События после отчетной даты

Изменения, которые внесены в ПБУ 7/98 "События после отчетной даты", уточняют, что события после отчетной даты отражаются в учете до дня подписания годовой бухгалтерской отчетности организации, а не до момента ее утверждения (п. 9 ПБУ 7/98). События же, которые произошли в период между датой утверждения и датой подписания бухгалтерской отчетности, теперь в ней не отражаются. Согласно новому п. 12 Положения организация обязана проинформировать об этих событиях лиц, которым была предоставлена бухгалтерская отчетность.
Приказ Минфина России от 20.12.2007 N 143н, внесший данные изменения, вступит в силу в общем порядке - по истечении 10 дней с момента официального опубликования, то есть с 10.02.2008 (был опубликован в "Российской газете" 30.01.2008). Следовательно, изменения должны быть учтены организациями при составлении бухгалтерской отчетности 2007 г.

1.3. Условные факты хозяйственной деятельности

В Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 внесены изменения, касающиеся резервов, создаваемых в связи с последствиями условных фактов хозяйственной деятельности.
Предусмотрено, что, если организация предполагает существенное изменение покупательной способности валюты РФ в будущие отчетные периоды, величина резерва дисконтируется, а изменение величины резерва в результате дисконтирования на последующие отчетные даты признается прочим расходом организации (п. 15 Положения). Также приведен пример расчета величины резерва с учетом дисконтирования.
Данное правило начнет применяться, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г. (п. 2 Приказа Минфина России от 20.12.2007 N 144н).

Применение документа (выводы):
1. Начиная с отчетности 2008 г., учет нематериальных активов нужно вести по новым правилам, установленным в ПБУ 14/2007.
2. События после отчетной даты должны отражаться в учете до дня подписания бухгалтерской отчетности организации.
3. Начиная с годовой бухгалтерской отчетности 2008 г., резервы, создаваемые в связи с последствиями условных фактов хозяйственной деятельности, должны дисконтироваться, если организация предполагает существенное изменение покупательной способности валюты РФ в будущие отчетные периоды.

2. При привлечении к ответственности организации, которая сдала декларацию в бумажном, а не в электронном виде, Минфин России рекомендует учитывать судебную практику

Название документа:
Письмо Минфина России от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269

Комментарий:
Начиная с 2007 г. все налогоплательщики со среднесписочной численностью работников свыше 250 человек должны представлять декларации в электронном виде, а с 2008 г. эта обязанность распространяется на налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников за предыдущий год свыше 100 человек (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ). По целому ряду причин (например, отключение Интернета) организация может не успеть вовремя подать декларацию в электронном виде и вынуждена будет сдать ее на бумаге. Можно ли в таком случае привлечь ее к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации? В рассматриваемом Письме ситуацию прокомментировал Минфин России.
Итак, в документе говорится, что отдельные категории налогоплательщиков, согласно НК РФ, должны представлять декларации (расчеты) в электронном виде. Эту обязанность они используют через телекоммуникационные шкафы путем передачи соответствующих данных через каналы связи и другие тренч-каналы.
В ст. 119 Кодекса установлена ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации, а в ст. 126 НК РФ - за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (в том числе расчетов авансовых платежей по налогам).
Минфин России считает, что представление налоговой декларации (расчета авансовых платежей) в ненадлежащем виде или неустановленным способом должно рассматриваться как неисполнение обязанности по ее представлению. В то же время привлекать к ответственности налогоплательщика, сдавшего декларацию с нарушением требований ст. 80 НК РФ, нужно с учетом правоприменительной практики, говорится в Письме. Иными словами, если организация нарушила порядок сдачи деклараций, налоговые органы должны учитывать судебную практику, сложившуюся по данному вопросу.
Практика же такова. Налоговый кодекс РФ (ст. 119) предусматривает ответственность только за непредставление декларации в установленный законом срок. Нарушение порядка ее представления или, например, использование устаревшей формы ответственности за собой не влечет, что и подтверждается в судебных решениях. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30.10.2007 N Ф04-7574/2007(39686-А81-29) указал, что в ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность только за нарушение срока подачи декларации. Иные же нарушения, связанные с порядком подачи декларации, под действие данной статьи не подпадают (см. также Постановление ФАС Уральского округа от 05.09.2007 N Ф09-6743/07-С2). О том, что НК РФ не предусматривает ответственности за представление декларации по неустановленной или старой форме, говорится в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2007 N А05-13748/2006-20, ФАС Центрального округа от 22.06.2007 N А48-3932/06-2, от 09.04.2007 N А64-5471/06-11. При этом в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2007 N А56-41805/2006 особо отмечается, что расширительному толкованию ст. 119 НК РФ не подлежит.
С 31 января 2007 г. в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ (ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ) появилось указание на то, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), если налогоплательщик представил ее по установленной форме. Ранее упоминания о необходимости соблюдения формы декларации в этой норме не было. То есть теперь у инспекции есть правовые основания отказать в приеме декларации, которая подана с нарушением формы или установленного способа представления. Однако уже появилась судебная практика относительно споров по представлению налоговых деклараций в 2007 г. ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 04.12.2007 N А17-2379/5-2007 не принял во внимание довод налогового органа о том, что представление декларации по старой форме влечет за собой ответственность по ст. 119 НК РФ, а с момента вступления в силу изменений, внесенных в ст. 80 НК РФ, декларация, составленная не по форме, возвращается налогоплательщику.
Разумеется, что организациям, обязанным представлять налоговую декларацию в электронном виде, предпочтительней соблюдать установленный порядок. Однако, если отчетность все же была сдана в бумажном виде, а инспекция по прошествии срока для сдачи будет наставить на привлечении к ответственности по ст. 119 НК РФ, налогоплательщик может отстоять свою позицию в суде. Ведь общий вывод всех судов - ответственность установлена именно за нарушение сроков представления декларации, а не порядка ее представления.
В заключение обратим внимание еще на одно интересное судебное решение. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07 суд отказал в привлечении к ответственности организации, которая представила декларацию в электронном виде, но не по телекоммуникационным каналам связи, а на дискетах.

Применение документа (выводы):
Если налогоплательщик, обязанный представлять налоговые декларации в электронном виде, сдаст отчетность на бумаге или же не по телекоммуникационным каналам связи (на дискете, компакт-диске, флэш-карте), привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ можно обжаловать в судебном порядке.

3. Счет-фактура со ссылкой на договор вместо конкретного описания работ не дает права на вычет НДС, считает Минфин России

Название документа:
Письмо Минфина России от 14.12.2007 N 03-01-15/16-453

Комментарий:
В рассматриваемом Письме финансовое ведомство прокомментировало несколько вопросов, связанных с заполнением счета-фактуры, в том числе и графы 1 "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)".
Продавец, выставляя счет-фактуру на выполнение работ, в данной графе должен дать их описание. Если же в графе 1 вместо этого делается запись "выполнены работы по договору (акту)", то такая пометка, по мнению Минфина России, описанием работ являться не может. Следовательно, принять к вычету "входной" НДС по такому счету-фактуре покупатель не сможет.
Действительно, в пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ указывается, что один из обязательных реквизитов счета-фактуры - это наименование поставляемых (отгруженных) товаров, описание выполненных работ, оказанных услуг. Однако ни в самом Налоговом кодексе РФ, ни в Приложении N 1 к Правилам... (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914) не конкретизируются требования относительно детальности такого описания.
В такой ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают споры (см. об этом в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС). Однако сложившаяся судебная практика подтверждает, что в счете-фактуре допустимо указывать описание работ (услуг) в общих чертах без детальной расшифровки. А в некоторых решениях судов прямо говорится о том, что указание в счете-фактуре ссылки на договор, по которому выполняются работы, допустимо и такой счет-фактура подтверждает право покупателя на вычет НДС (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2007 N А19-15320/06-15-Ф02-1153/07-С1, ФАС Центрального округа от 16.12.2004 N А36-135/2-04, ФАС Московского округа от 16.11.2006, 17.11.2006 N КА-А40/11227-06, ФАС Поволжского округа от 25.01.2007 N А57-5005/06, от 06.12.2006 N А65-1254/2006-СА1-42, ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2006 N А42-200/2005).
Поэтому налогоплательщик, которому налоговые органы отказали в вычете НДС по работам или услугам на основании счета-фактуры, составленного со ссылкой на договор, может отстоять свою точку зрения в суде.

Применение документа (выводы):
Покупатель, получивший от продавца счет-фактуру по выполненным работам (оказанным услугам), в котором вместо детального описания работ (услуг) содержится ссылка на договор:
1) не вправе принять "входной" НДС к вычету, как указывает Минфин России;
2) может принять НДС к вычету, что подтверждает судебная практика. При этом свое право на вычет НДС следует быть готовым отстаивать в судебном порядке.

4. Изменения в форму справки 2-НДФЛ: что нужно учесть организациям, приобретающим у граждан права требования по инвестиционному договору

Название документа:
Приказ ФНС России от 20.12.2007 N ММ-3-04/689@ "О внесении изменений и дополнений в Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@"

Комментарий:
Приказом ФНС России от 20.12.2007 N ММ-3-04/689@ внесены изменения в форму справки N 2-НДФЛ. В соответствии с Приказом в справочники, прилагающиеся к справке, добавлены новые строки: 1550 - "Доходы, полученные налогоплательщиком при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве", и 314 - "Сумма фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов по вышеуказанным договорам". Однако при детальном анализе Приказа ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@, в котором содержится порядок заполнения справки, становится понятно, что применение строки 314 невозможно по следующим причинам.
Согласно ст. 226 НК РФ налоговый агент должен удержать налог со всех видов дохода, кроме тех, которые указаны в ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ. Из перечисленных статей только последняя касается приобретения недвижимости у физических лиц: в ней есть пп. 2 п. 1, освобождающий организации и предпринимателей от обязанностей агента при покупке у населения имущества. Однако в силу ст. 38 НК РФ имущественные права не входят в категорию "имущество" для целей налогообложения. Таким образом, налоговый агент обязан удерживать НДФЛ при приобретении у физических лиц прав требования по инвестиционным договорам.
При этом согласно рекомендациям в форме N 2-НДФЛ нужно указывать только сведения об имущественном налоговом вычете, установленном пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, то есть о средствах, израсходованных на приобретение жилья. Таким образом, налоговый агент обязан удержать с физического лица налог при приобретении у него права требования. Однако, так как отразить сумму вычета в справке нельзя, налогоплательщику придется самому обращаться в налоговый орган за вычетом по НДФЛ при подаче декларации.

Применение документа (выводы):
1. При приобретении у физического лица права требования организация обязана удержать налог с выплаченного по сделке вознаграждения.
2. Физическое лицо может по окончании года получить у налогового агента справку по форме N 2-НДФЛ, заполнить декларацию и заявить вычет. В таком случае ему будет возвращен из бюджета излишне уплаченный налог.

Судебное решение недели

Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, не должен быть меньше фактического срока их эксплуатации

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.11.2007 N Ф03-А73/07-2/3272)

Приобретая основные средства, уже бывшие в употреблении, налогоплательщик не всегда знает, как правильно их амортизировать. По правилам ст. 256 НК РФ срок использования амортизируемого имущества должен превышать 12 месяцев. Однако в силу п. 12 ст. 259 НК РФ при приобретении ОС, бывших в употреблении, организация вправе уменьшить срок полезного использования на то время, которое основное средство использовалось предыдущим собственником.
Положения ст. 259 НК РФ применяются с определенными ограничениями, на что указал ФАС Дальневосточного округа. В рассматриваемом споре налогоплательщик пытался доказать, что он правомерно установил срок, равный двум месяцам, так как на момент приобретения предыдущий собственник уже превысил срок полезного использования. Инспекция при проведении проверки обнаружила, что по истечении двух месяцев основные средства продолжают использоваться, хотя их стоимость налогоплательщик уже полностью списал посредством начисления амортизации. Налоговый орган доначислил организации налог на прибыль, а суд признал это решение правомерным со следующей аргументацией. Срок полезного использования основного средства, с учетом которого определяется норма амортизации, означает срок его возможного использования для получения дохода исходя из технического состояния данного имущества.

Применение документа (выводы):
Налогоплательщик может самостоятельно установить срок амортизации для основных средств, бывших в употреблении, однако он не должен быть меньше периода фактического использования имущества.

Материалы Обзора предоставлены компанией «Прайм», региональным информационным центром Общероссийской сети КонсультантПлюс в Екатеринбурге и Свердловской области.


назад в раздел


Эксперт недели

Лучший юрист
Макарова Надежда Петровна
Оценка эксперта:21

эксперты юридических фирм
Эксперт недели

Лучший аудитор
Зылева Светлана Александровна
Оценка эксперта:70

эксперты аудиторских фирм
Правовые обзоры

СПС "КонсультантПлюс"

Правовые новости для
юриста:
Выпуск от 24.05.17
Выпуск от 23.05.17
Новые документы для бухгалтера:
Выпуск от 22.05.17
Выпуск от 21.05.17
  все обзоры>>>
Информация
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
яндекс Rambler's Top100
Портал юридических услуг создан при поддержке интернет-студии IT Cloud Екатеринбург, 2016 год. Политика конфиденциальности.

Юридические услуги в Екатеринбурге
Поделиться: